описание
описание описание описание
 Страница новостей
21.06.2023

Наделённый правом вести за собой

http://redstar.ru/nadelyonnyj-pravom-vesti-za-soboj/, 21.06.2023, Автор Виктор Бусловский

К 95-летию со дня рождения начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота в 1985–1990 годах генерала армии Алексея Лизичева.

Алексей Дмитриевич Лизичев родился 22 июня 1928 года в деревне Горы Борисово-Судского района Вологодской области в крестьянской семье, растившей семерых детей. Отец Дмитрий Андреевич в годы Гражданской войны командовал кавалерийским эскадроном.

Юность Алексея совпала с Великой Отечественной вой­ной. В 1943 году он вступил в комсомол. После окончания девятого класса работал техническим директором на Бабаевском пищевом комбинате.

В 1949 году окончил Череповецкое пехотное училище.

В 1957-м – Военно-политическую академию имени В.И. Ленина.
Лизичев прошёл славный путь от курсанта училища до начальника Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. Из 46 лет армейской службы почти двадцать у него были связаны с комсомольской работой.

Алексей Дмитриевич был секретарём комсомольской организации курсантской роты, помощником начальника политотдела училища по комсомольской работе, старшим инструктором и помощником начальника политуправления в Северном и Ленинградском военных округах.

В феврале 1962 года по личному решению начальника Главного политического управления СА и ВМФ Маршала Советского Союза Ф.И. Голикова майора Алексея Лизичева назначили помощником начальника Главного политического управления по комсомольской работе. Это был первый армейский комсомольский руководитель столь высокого ранга не из числа фронтовиков.

В апреле 1962 года, когда состоялся очередной, XIV съезд ВЛКСМ и Знамя комсомола страны под своды Кремлёвского Дворца съездов вносил первый космонавт планеты майор Ю.А. Гагарин, с программной речью на форуме молодёжи выступил А.Д. Лизичев.

С того времени началась поистине братская дружба между отделом комсомольской работы ГлавПУРа и Центром подготовки космонавтов. Они обычно сопровождались соревнованиями по волейболу. Капитанами команд неизменно были А.Д. Лизичев и Ю.А. Гагарин. Они были очень похожими друг на друга, прежде всего азартом, чувством юмора и привлекательной, доброй улыбкой.

В этой связи вспоминаются слова Валентины Терешковой: «Мы, лётчики-космонавты, просим всегда считать нас комсомольцами, потому что комсомол – наша стартовая площадка в жизни, комсомол – наш первый космодром».

На посту начальника ГлавПУРа А.Д. Лизичев проработал ровно пять лет. Как вспоминал министр обороны СССР Маршал Советского Союза Д.Т. Язов, Алексей Дмитриевич перед развалом Советского Союза проявил себя волевым человеком с прочными убеждениями

В июле 1965 года полковник А.Д. Лизичев, получив это воинское звание досрочно (кстати, в одном приказе министра обороны СССР вместе Ю.А. Гагариным), был назначен начальником политического отдела 13-го армейского корпуса, дислоцирующегося в Горьком. Министр обороны СССР Маршал Советского Союза Р.Я. Малиновский после назначения высказал ему три совета-напутствия:

– чем больше будешь расти в должности, тем больше проявляй выдержки и терпения;

– цени и помогай фронтовикам – как тем, кто в строю, так и тем, кто уже в запасе;

– не зазнавайся. Сохрани скромность, но при этом не снижай требовательности ни к себе, ни к подчинённым.

Этот наказ полководца А.Д. Лизичев помнил и соблюдал всю жизнь.
В дальнейшем он последовательно занимал всё более ответственные должности: первого заместителя начальника политуправления Московского военного округа, члена Военного совета – начальника политуправления Забайкальского военного округа, заместителя начальника Главного политического управления СА и ВМФ, члена Военного совета – начальника политуправления Группы советских войск в Германии.

В июле 1985 года Лизичев в возрасте 57 лет был назначен начальником Главного политического управления Советской Армии и Военно-Морского Флота. 19 февраля 1986 года ему присвоили звание генерала армии.
С первых решений в этой должности Алексей Лизичев предложил политорганам курс обновления, нацеленного на развитие горбачёвской перестройки. Но вскоре Алексей Дмитриевич почувствовал, понял, что лозунги, провозглашаемые Генсеком, не всегда совпадают с его практическими делами. Алексей Дмитриевич с его политическим опытом, жизненным кругозором интуитивно осознал пагубность, опасность проводимого курса и пытался принять определённые меры, в частности, подготовил записку в адрес ЦК КПСС и лично Генсека с предложением предотвратить антиармейскую пропаганду и нападки на полит­органы. К сожалению, его предложения не нашли поддержки у руководителя партии.
Алексей Лизичев несколько раз пытался попасть на личный приём к Горбачёву, но тот так и не удосужился принять руководителя миллионного отряда армейских коммунистов.

Алексея Дмитриевича упорно готовили к принятию курса на ликвидацию политорганов. В складывающейся ситуации начальник ГлавПУРа с достоинством заявил: «Мои принципы не размениваются как червонцы. Я не стану могильщиком полит­органов». И подал рапорт об отставке. Президент, он же Генсек, этот рапорт удовлетворил.